Дознаватели и закон: два миллиона нарушений в год

04-04-2011
Дознаватели и закон: два миллиона нарушений в год30 марта в помещении агенства РИА «Новости» прошел организованный «Комитетом за гражданские права» круглый стол «Проблемы соблюдения прав граждан органами дознания и соблюдения прав дознавателей».

Андрей Бабушкин (председатель «Комитета за гражданские права») заявил, что большинство преступлений против граждан - это негромкие дела, типа убийства в станице Кущевской, а относительно мелкие, вроде кражи мобильника - преступления, расследования которых относиться к компетенции органов дознания.

Андрей Бабушкин назвал несколько типовых нарушений прав граждан, допускаемых дознавателями, а именно: очень часто граждане не получают уведомление о приостановке уголовного дела (55% процентов случаев приостановки дела), также гражданам не выдаются постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, его приостановке или прекращении, что крайне затрудняет обжалование.

Также, по словам Андрея Бабушкина, имеет место и не способствует качественной работе органов дознания, сверхвысокая нагрузка на дознавателей и незнание сотрудниками органов дознания прав человека. 50% дознавателей считают, что имеют право не предоставлять человеку (находящемуся под стражей) свиданий с близкими родственниками, пока не закроют дело, а вообще-то по УПК это не так.

Представитель прокуратуры Александр Липченко сообщил, что ежегодно прокурорами фиксируются около 2 миллионов нарушений закона на досудебных стадиях судопроизводства.

Павел Милованов (начальник Управления дознания ГУВД Москвы) заявил, что когда принимали УПК, про начальника подразделения дознания просто забыли. Потом вспомнили. В итоге начальник подразделения не может отменить распоряжение подчиненного. Он должен писать ходатайству прокурору, чтобы тот отменил действия его подчиненного, а это, по словам Павла Милованова, абсурд.

Людмила Семененко («Комитет за гражданские права») рассказала, что фигура заявителя в УПК не установлена. Отсутствует ответственность лиц за несвоевременное отправление постановления с уведомлением об отказе в возбуждения уголовного дела. Также гражданина (пострадавшего от преступления, по поводу которого должно было быть возбуждено уголовное дело) не знакомят с отказными материалами, и он не может прочитать постановление, что также затрудняет обжалование.

Михаил Радченко рассказал о нарушении своих прав органами дознания. Михаил сообщил, что женился, затем развелся. Жена подала на него в суд за неуплату алиментов. По словам Радченко, приставы, желая получить в отчетности раскрытое дело, сначала не выдали ему исполнительный лист, по которому, собственно, и нужно платить алименты, а затем возбудили на него уголовное дело за неуплату оных.

Данные слова Радченко подтверждаются документально, а именно наличием этих самых запросов с просьбой выдать исполнительный лист, причем не только от самого Михаила, но и от фирмы, в которой он работал.

Также в деле имеется ряд других интересных документов, к примеру, повесток с требованием явиться в 8 утра, при том, что контора, в которой сидят приставы, начинает работать в 9.

После того, как Радченко обратился за помощью в правозащитные организации («Комитет за гражданские права» и Движение «За права человека»), ведущая его дело дознаватель Замоскворецкого районного отдела УФСПП приняла решение о направлении Радченко на амбулаторную психиатрическую экспертизу.

Следует отметить, что, вопреки требованиям закона, Радченко не был ознакомлен с этим постановлением, копии постановления ему тем более не выдавалась. Радченко просто задержали и отвезли в психиатрическую больницу №1.

В настоящее время Радченко была выдана повестка на стационарную психиатрическую экспертизу, причем дознаватель Селезнева устно заявила ему, что закрытие дела по психиатрической статье в его (Радченко) интересах, поскольку тогда у него не будет судимости.

Радченко с таким пониманием своих интересов не согласен и собирается обжаловать действия дознавателя.

Валерий Габисов (Ассоциация гуманизации правоприменительных органов) заявил, что многие нарушения прав и законных интересов граждан, которые в ходе обжалования рассматривает и признает Верховный Суд РФ, а потом Европейский суд по правам человека, происходят именно на стадии дознания. Валерий Габисов призвал к созданию общественного совета при органах дознания.
Александр Зимбовский


[ НАЗАД ]
Отправить @ другу
Rambler's Top100