Направление осужденных к месту отбывания наказания и перевод осужденных из одного ИУ в другое

22-11-2010
Направление осужденных к месту отбывания наказания и перевод осужденных из одного ИУ в другое19 октября в Общественной палате РФ «Комитетом за гражданские права» был проведен круглый стол по вопросу направления осужденных к месту отбывания наказания и перевода осужденных из одного ИУ в другое.

В соответствие со ст. 73 УИК РФ лица, осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

Однако данная норма содержит следующие исключения:
- при отсутствии в субъекте РФ по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию со ФСИН России в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения;
- осужденные женщины и несовершеннолетние направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений;
- осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, частью первой статьи 208, статьями 209 - 211, 275, 277 - 279, 281, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 УК РФ, направляются в исправительные учреждения, определяемые ФСИН России;
- осужденные: а) при особо опасном рецидиве преступлений, б) к пожизненному лишению свободы, в) к отбыванию лишения свободы в тюрьме, г) которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, также направляются в исправительные учреждения, определяемые ФСИН России.

Таким образом, значительная часть осужденных направляется для отбытия наказания в произвольно выбираемые местности. А при отсутствии по месту жительства или месту осуждения граждан соответствующих учреждений или мест в них, осужденный гражданин может быть направлен в произвольно выбранный регион, вне зависимости от того, находится ли данный регион в зоне доступности для семьи осужденного, не приведет ли направление осужденного в данный регион к ослаблению или даже утрате социально полезных связей, каким образом это отразится на достижении целей наказания.

Важным препятствием для сохранения и развития осужденными социально полезных связей является ст. 81 УИК РФ, как она толкуется Федеральной службой исполнения наказания России.

Положение этой статьи о том, что осужденные должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии, а перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается в случае: а) болезни осужденного, б) для обеспечения его личной безопасности, в) при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, г) при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, трактуется ФСИН России следующим образом. Пенитенциарии считают, что ссылка на «исключительные обстоятельства» этой нормы не дает повода для перевода осужденных с приближением их к месту жительства в случае, если возникла угроза социальной безопасности осужденного или его семьи, например, осужденный приобрел тяжкое заболевание, его ближайшие родственники стали инвалидами, жертвами несчастного случая или преступления.

Так, если в период с 1990 по 1997 год федеральным органом УИС удовлетворялось около 70 % обоснованных обращений правозащитных организаций о переводе осужденных с приближением к месту жительства, в 1997-2005 годах - около 30 % таких обращений, в 2005-2008 годах - до 5 % таких обращений, то в 2009 -2010 года из 150 ходатайств «Комитета за гражданские права» не было удовлетворено ни одно. При этом, как правило, ходатайства подавались в отношении лиц, находящихся в социальном бедственном положении, в 75 % случаев либо сам осужденный либо его ближайший родственник являлся инвалидом.

Данная ситуация сложилась в связи с ошибочной позицией законодателя, создавшего условия для произвола при решении вопросов выбора места отбытия наказания или перевода из одного учреждения УИС. В этих условиях очень важно, чтобы руководство ФСИН России демонстрировало социальное мышление и понимание того, какое значение для исправления осужденного, его адаптации на свободе, предотвращении совершения им нового преступления играет возможность сохранения и упрочнения семейных и иных социальных связей в процессе отбытия наказания.

Направление осужденного для отбытия наказания в места, недоступные для его родных и близких, не создает никаких гарантий недоступности для представителей криминальной среды, обладающей намного большими материальными и человеческими ресурсами, нежели престарелая мать или имеющая на руках малолетних детей жена. В случае, если человек направляется в отдаленные от места жительства его семьи регионы, криминальные круги получают фору в соперничестве с семьей осужденного за влияние на него.
Отбытие осужденными наказания в регионах, где не может быть реализовано право на свидание, передачу, куда затруднительно отправить посылку, является одним из факторов обострения оперативной обстановки и последующего совершения бывшими осужденными рецидивных преступлений. У осужденного, который знает, что в ближайший год к нему никто не приедет, а вместо 4 посылок он получит одну (на другие у родственников не хватит денег) не развиваются мотивы для исправления. В то же время возрастает возможность того, что такой осужденный будет стремиться установить контакты с отрицательно настроенными группами осужденных, а снижение воздействия социально благоприятной среды компенсируется усилением воздействия со стороны носителей социально деструктивных групп.

Такое наказание становится наказанием и для родственников.

Таким образом отдаленность места отбытия наказания выступает в качестве тройного наказания.
Участники круглого стола выражают надежду на то, что со стороны законодателя, а также ФСИН России будут предприняты ожидаемые обществом меры, направленные на разумное приближение осужденных к месту жительства их семей, и ожидают конструктивную реакцию ФСИН России на обращения общественных правозащитных организаций по данному вопросу.

Подчеркнем, что решение данного вопроса соответствует рекомендациям Комитета ООН против пыток в отношении России от 2006 года.

С учетом изложенного, участники круглого стола рекомендуют:

1) Изложить части 2 и 3 статьи 73 УИК РФ в следующей редакции: «2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения. Под ближайшим регионом следует понимать тот, где есть свободные места для размещения осужденных в учреждении (участке) соответствующего вида.
3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих ближайших исправительных учреждений».

2) Изложить часть 4 статьи 73 УИК РФ в следующей редакции «Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, частью первой статьи 208, статьями 209 - 211, 275, 277 - 279, 281, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы с учетом места жительства их семьи».

3) Дополнить статью 73 УИК РФ частью 5 следующего содержания: «Для обеспечения приближения отбытия осужденными наказания к месту их жительства федеральным органом уголовно-исполнительной системы в учреждениях соответствующих субъектов Российской Федерации создаются участки для отбытия наказания различными категориями осужденных».

4) Предусмотреть в Концепции реформирования уголовно - исполнительной системы России, что приближение отбытия осужденными наказания к месту жительства их семей является одной из задач проводимой реформы.

5) Изложить первое предложение части 2 статьи 81 УИК РФ в следующей редакции: «Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, в том числе социального или личного характера, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении».

6) ФСИН России:
- обеспечить учет положения семей осужденных (наличие у осужденного малолетних детей, родственников - инвалидов, престарелых родителей, иные заслуживающие внимания обстоятельства) при решении вопросов направления к месту отбытия наказания или переводе из одного учреждения в другое;
- тщательно проверять доводы о наличии или возникновении обстоятельств, требующих перевода осужденных с их приближением к месту жительства;
- не допускать случаев направления осужденных, в первую очередь несовершеннолетних, женщин, лиц моложе 22 лет, лиц, страдающих психическими заболеваниями;
- упорядочить применение персональных нарядов для направления к месту отбытия наказания, установив, что такие наряды применяются при: а) наличии у осужденного тяжелого семейного положения либо ухудшения семейного положения; б) для разобщения осужденных, входящих в состав организованных преступных групп, когда такое разобщение целесообразно; в) для обеспечения безопасности осужденного; однако и при использовании персональных нарядов недопустимо игнорирование интересов семьи осужденного;
- не допускать сокращения воспитательных колоний;
- не допускать размещения конвоируемых лиц без обеспечения индивидуального сидячего места, а при длительности перевозки свыше 18 часов - индивидуальным спальным местом;
- не допускать оповещения осужденных о переводе в другое учреждение менее, чем за 3 часа до вывода;
- обеспечить заблаговременное оповещение родственников осужденных о переводе из учреждения в учреждения.

7) Выразить благодарность УФСИН РФ по г. Москве и УФСИН РФ по Московской области за внимание к нуждам и проблемам семей осужденных.

8) Обратить внимание ФСИН России на то, что в соответствие с постановлением Конституционного Суда РФ не действует норма о том, что для рассмотрения вопроса об условно - досрочном освобождении осуждены должен отбыть не менее 6 месяцев в данном учреждении.

9) Пересмотреть нормативы перевозки заключенных в спецавтомобилях с тем, чтобы на каждого осужденного приходилось не только 1 посадочное место, но и определенная площадь в конвойном помещении спецавтомобиля.

10) Снять грифы ограничительного пользования с нормативных актов, касающихся проблем направления к месту отбытия наказания и перевода из одного учреждения в другое.

11) Вернуть нормы приказа Минюста РФ № 71 от 2004 года.

12) Ввести в практику учреждений УИС проведение Интернет- свиданий там, где это позволяют технические средства.

13) Законодательно установить за счет бюджетных средств оплату свиданий родственникам, не имеющим средств на оплату проезда к месту отбытия наказания, члены семьи которых отбывают наказание на расстоянии свыше 1000 км. от места жительства.

14) ОАО «Российские железные дороги» не допускать организации движения спецвагонов с неоправданными задержками в связи с предоставлением преимуществ иным участником железнодорожного движения.


[ НАЗАД ]
Отправить @ другу
Rambler's Top100