Обращение к Совету Общественной Палаты РФ А.Бабушкина, В.Гефтера, В.Борщева

16-11-2010
Секретарю Общественной Палаты РФ
Велихову Е.П.
Уполномоченному по правам человека в РФ
Лукину В.П.


10 ноября 2010 года состоялось заседание Рабочей группы Общественной Палаты по рассмотрению кандидатур в члены Общественных наблюдательных комиссий (ОНК) в 50 субъектах России. По ее итогам, среди других были отвергнуты кандидатуры рекомендованных Общественным советом Москвы и успешно работавших ранее в столичной ОНК Михаила Кригера и Ивана Ниненко, известных правозащитников, выдвинутых в ОНК Нижегородской области, Сергея Шимоволоса и в ОНК Республики Коми Эрнеста Мезака.

Основанием для отвода кандидатур Кригера и Ниненко стала «закрытая» информация о том, что они якобы неоднократно задерживались сотрудниками милиции за участие в несанкционированных публичных акциях и привлекались к административной ответственности. Между тем, за последние два года Кригер и Ниненко к административной ответственности вообще не привлекались. Более того, хотя в 2003 - 2010 гг. Кригер задерживался 15 раз, однако административные постановления в отношении него выносились лишь дважды. Оба раза причиной этого была известная коллизия в связи с правоприменением норм Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», что нашло впоследствии свое подтверждение в отсутствии судебных решений в отношении М.Кригера.

Основанием для отвода кандидатуры С. Шимоволоса стало то, что при одном из посещений ФБУ ИК № 5 Нижнего Новгорода он имел с собой мобильный телефон с диктофоном. При этом о намерении сделать это был заранее предупрежден начальник колонии. Тем не менее, наличие телефона послужило предлогом для недопущения встречи Шимоволоса с осужденным, объявившим голодовку, и последовавшим административным преследованием правозащитника. Отметим, что Сергей Шимоволос - один из создателей системы общественного контроля в нашей стране.

Подчеркнем, что эти отводы имели место в ситуации, когда Рабочей группой ОП РФ было рекомендовано немало малоизвестных лиц с явно недостаточной квалификацией, выдвинутых общественными структурами, близкими к правоохранительным ведомствам. А с другой стороны - те же ведомства имели возможность скомпрометировать опытных членов ОНК первого созыва, нередко критиковавших их все эти годы. К тому же лишь в одном из этих случаев, с экспертами обсуждалось невключение кандидата в состав ОНК Нижнего Новгорода; во всех остальных невозможно было ни опровергнуть, ни проверить т.н. оперативную информацию о «неудобных» кандидатах и, тем более, оспорить основания их отвода в качестве рекомендуемых членов ОНК соответствующих регионов.

В такой ситуации Совет Общественной Палаты РФ, по нашему мнению, должен поддержать выдвижение в ОНК активных и квалифицированных правозащитников, одновременно поставив под сомнение привлечение членов ОНК к административной и уголовной ответственности без тщательного и открытого рассмотрения подобных случаев с участием общественности, в том числе за пронос членами ОНК в места принудительного содержания необходимых в работе ОНК технических средств, не представляющих угрозу безопасности мест содержания под стражей.

Мы считаем, что от правозащитных организаций России Общественная Палата РФ получила значительный кредит доверия, которое выразилось в нашем активном участии в совместном формировании ОНК первого и второго созывов на основании Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Сейчас подобное доверие находится под угрозой. Ряд СМИ, правозащитных организаций и гражданских активистов вынуждены прибегнуть к публичному протесту против указанных намерений Общественной Палаты РФ.

Мы призываем Вас исправить данную ситуацию и вернуться к рассмотрению всех обстоятельств отвода кандидатур Михаила Кригера, Ивана Ниненко, Сергея Шимоволоса, Эрнеса Мезака и, возможно, других кандидатов в члены ОНК, отвергнутых, исходя из односторонней информации, которая не должна рассматриваться столь безоговорочно и, тем более, быть решающим основанием для принятия общественно значимых решений Совета Общественной палаты РФ.

С уважением и надеждой на понимание нашей позиции,

эксперты Рабочей группы Общественной палаты по формированию и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания

Андрей Бабушкин
Валерий Борщев
Валентин Гефтер


15 ноября 2010 года



[ НАЗАД ]
Отправить @ другу
Rambler's Top100