Остановить закон о ФСБ! – поставь свою подпись

17-07-2010
Председателю Совета Федерации Федерального Собрания
С. М. Миронову

Председателю Комитета Совета Федерации
по конституционному законодательству
А. И. Александрову

Открытое обращение

Уважаемые господа, сегодня именно от вас во многом зависит - будет ли остановлено принятие закона, разрушающего краеугольные принципы права: презумпцию невиновности и правовую определенность, признание прав и свобод личности.
Государственная Дума завершает принятие проекта Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральной службе безопасности“ и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Несмотря на утверждения, что в данный закон внесены исправления, учитывающие критику со стороны специалистов и общественности, мы утверждаем, что концепция предлагаемого закона остается прежней и чрезвычайно опасной.
Новые полномочия службы безопасности полностью освобождают ее от соблюдения любых правовых критериев, которые могли бы служить основанием для профилактического предупреждения и предостережения гражданина от возможного нарушения им закона, т. е. легализуют усмотрение и произвол спецслужб. Действующее регулирование предусматривает в федеральном законе «О прокуратуре в РФ» (ст. 25.1), так же, как и в федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», правовой критерий для проведения профилактических мер: они применяются «при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях». Кроме того, прокуратура, осуществляя возложенный на нее надзор за оперативно-розыскной деятельностью, проверяет обоснованность вынесения предупреждения.
Законопроект, расширяющий полномочия ФСБ, отказывается от законных рамок ее деятельности. В нарушение принципов законотворчества, вводится иное, совершенно неопределенное основание для применения мер профилактики - поведение (действие) физического лица, создающие условия для совершения преступлений»!
Согласитесь: такое усмотрение способно «создавать условия для совершения» неисчислимых злоупотреблений правом. Тем более что последствия невыполнения обращенных в официальном предостережении к гражданину требований, проверка обстоятельств, подтверждающих его основания, и порядок его вынесения полностью отнесены к предмету регулирования заинтересованного ведомства.
Необходимо подчеркнуть, что речь идет о наиболее серьезных и тяжких преступлениях, дознание и предварительное следствие по которым составляет подследственность органов Федеральной службы безопасности.

Вынесение гражданину профилактического предостережения будет основываться на неопределенном понятии «достаточных данных», добытых, в том числе, в ходе оперативно-розыскных мероприятий, которые составляют по закону государственную тайну; следовательно, лицам и организациям, ставшим объектами профилактики, будут заведомо недоступны как информация, подтверждающая обоснованность профилактических мер, так и способы ее получения.
Законопроект сосредотачивает в руках ФСБ тройные функции: по сбору сведений о любых законных действиях граждан, т. е. по осуществлению тотальной слежки; по бесконтрольной их оценке как создающих условия для совершения преступления и по предъявлению официальных требований гражданину - в отсутствие устанавливаемых законом, а значит, произвольно определяемых на практике санкций за их невыполнение.
Реализация всех этих функций носит заведомо внепроцессуальный и избирательный характер!
Недаром, прокуратура, которая уполномочена на осуществление надзора за деятельностью правоохранительных органов и координацию их деятельности, лишается по новому закону своей надзорной функции - ее будут лишь уведомлять о происходящих профилактических мероприятиях.

Ссылка на возможность обжалования предупреждений и предостережений в судебном порядке является во многом фикцией, поскольку законом не урегулированы ни основания, ни порядок, ни последствия их вынесения, а органы ФСБ произвольно определяют степень общественной опасности поведения лица, создающего якобы условия для совершения уголовного преступления. Нет никаких иллюзий и по поводу того, какую позицию займёт большинство судей, оказавшихся перед выбором между ФСБ и подозреваемым в экстремизме и иных подведомственных ФСБ составах преступлений.

Общественность в России и за рубежом уже отметила, что новый законопроект возвращает ФСБ полномочия спецслужб тоталитарного режима.
Инициаторы, скорее всего, рассчитывают создать юридический инструмент для массового запугивания недовольных, инакомыслящих и критиков власти - в том числе органов ФСБ. На это недвусмысленно указывает пояснительная записка к законопроекту, в которой говорится о необходимости противодействовать, среди прочего, распространению неверия в эффективность государства.
Очевидно, что это стало ответом на критику спецслужб в связи с их действиями на Северном Кавказе и терактами в Москве 29 марта 2010 г.
Все это напоминает стремление разбить зеркало, «посмевшее» отразить неудобную действительность.

Понятно, что лица, получившие подобные «предостережения», обратятся в национальные суды, а затем и в Страсбург. Ничем иным, кроме новых ударов по престижу российского правосудия, это не завершится.

Наша страна сейчас объективно оказалась перед выбором - либо трудный и долгий путь к подлинно правовому государству, либо - антиконституционное ограничение прав личности и возвращение к произволу «в законе», устрашению инакомыслящих, контролю спецслужб за мирными действиями граждан.

Выбор за вами - защитите Право, отклоните законопроект о спецпрофилактике!
Подписаться под обращением Вы можете на сайте
ООД "За права человека"


[ НАЗАД ]
Отправить @ другу
Rambler's Top100