Российско-американская встреча по проблемам пенитенциарной системы

18-06-2010
Российско-американская встреча по проблемам пенитенциарной системы26-27 мая во Владимире состоялась российско-американская встреча, посвященная проблемам пенитенциарной системы. (См. анонс мероприятия А.В. Бабушкин выступит в качестве эксперта в заседании российско-американской президентской комиссии.)

Участниками встречи с американской стороны были:
- David C. Fathi, American Civil Liberties union, National Prison Project
- Tom Malinowski, Washington Advocacy director for Human Rights Watch
- Tina Chiu, Director of Technical Assistance, Vera Institute of Justice
- Tracy Velazquez, Executive Director, Justice Policy Institute
- Charles Samuels, Jr., Bureau of Prisons, Dpt. of Justice,, Senior Deputy Assistant Director, Correctional Programs Division
- Jonathan Hale, USAID, Europe and Eurasia Bureau.

Участники встречи с российской стороны:
- Алексеева Людмила Михайловна, МХГ
- Бабушкин Андрей Владимирович, Маяков Андрей Владимирович («Комитет за гражданские права»)
- Борщев Валерий Васильевич, Волкова Любовь Васильевна (Фонд «Социальное партнерство»)
- Ганнушкина Светлана Алексеевна, («Гражданское содействие»)
- Гефтер Валентин Михайлович (Институт прав человека)
- Зыков Олег Владимирович (Общественная палата РФ, Фонд НАН)
- Каннабих Мария Валерьевна (Общественная палата РФ)
- Пономарев Лев Александрович, Нагавкин Игорь (Волгоград), Спасова Светлана (Владимир), Общероссийское движение «За права человека»
- Альперн Людмила Ильинична, Гордеева Елена Александровна, Сергеев Валерий Михайлович, Фридман Валентина Максовна (Центр содействия реформе уголовного правосудия)
- Сергеева Виктория, Покрас Алла (Penal Reform International, Russia)
- Шимоволос Сергей Михайлович (Общественная наблюдательная комиссия Нижегородской области)
- Ним Наум (редактор журнала «Неволя»).

Резюме выступлений участников

David C. Fathi:
Первая наша проблема - 2, 3 млн. заключенных в США. В Калифорнии тюрьмы переполнены в 2 раза. В соседней Канаде - в 6 раз меньше заключенных.
Следующая проблема: содержание психически больных в тюрьмах. Закрытие психиатрических больниц привело к тому, что больные оказались в тюремной системе. Надлежащая психиатрическая помощь больным отсутствует.
Следующая проблема: долгосрочное содержание в одиночных камерах. Комиссия против пыток и по правам человека осуждали такую практику в США.
Проблема с надзором - нет организации, которая могла бы проводить проверку без предварительного уведомления в отличие от большинства демократических стран. Федеральное бюро по делам тюрем рассылает приглашения общественности о посещении тюрем.
Еще одна проблема: децентрализованная система тюрем. Существует почти 3000 частный компаний, в ведении которых находятся тюрьмы.

Tracy Velazquez:
Осветил следующие проблемы пенитенциарной системы США.
Национальный состав заключенных: большинство - афро-американцы и мексиканцы, так как этнические меньшинства живут беднее; кроме того они получают более длинные сроки наказания.
Большое число наркозависимых заключенных.
Увеличение количества тюрем и тюремного населения ведет к извлечению выгоды, так как создаются новые рабочие места; за рост арестованных полицейских поощряют.
Утрата права на голосование, в т.ч. и после освобождения.
Федеральное Бюро добивается открытости тюремной системы. Мы создали комитет по общению заключенных с администрацией.
В США действует три института , когда представитель общественности имеет право общаться с заключенными:
Комиссии. Целью этих комиссий является постоянный диалог между администрацией, заключенными и общественностью, приглашения волонтеров, поиска сотрудников для тюрем. Экскурсии для общественности и учащихся колледжей.
Посещение выборными лицами по предварительному уведомлению. Поддержка программы PVS по визитам в тюрьмы. С 1968 года прошло 90 визитов.
Работа бюро опирается на работу волонтеров. в 2009 году - 10 тыс . волонтеров участвовало в работе бюро.

Tina Chiu:
Очень мало примеров внешнего надзора. Инспекционного процесса со стороны общественности фактически не существует, кроме нескольких штатов. Я предлагаю не рассматривать надзор, как источник дополнительных неприятностей, т. к. общественному контролю видны те проблемы, которые пока что не проявились. Систематический контроль позволяет проследить за улучшениями в тюремной системе, понять общественности, что та может сделать.
Журналистских расследований о происходящем в тюрьмах становится меньше.

В. Сергеев:
Хотя тюрьма и не исправляет, однако относительно большинства осужденных стоит отметить - происходит снижение общественной опасности. Постпенитенциарный рецидив равен 30-35 %. Но человек не совершает преступление не потому, что он воспринял ценности свободного общества, а потому, что не хочется обратно в тюрьму. В тюрьме скучно, не возможно уединиться. По сути, отбывшие наказание выходят на волю социальными инвалидами.

Майкл Познер (заместитель госсекретаря по вопросам демократии, прав человека и труда):
Я хотел бы сказать о взглядах администрации Обамы на права человека. Это: вовлечение правительств в защиту прав человека, приверженность решению вопросов на базе универсальных стандартов, применимых к каждой стране, в т.ч. США. Права человека нельзя навязать извне, а можно добиться за счет свободы прессы, независимости суда, равноправия. Сильная сторона американской политики в области прав человека то, что в правительственных структура работают бывшие сотрудники НПО.
Для нас также является проблемой перенаселение тюрем. По этой проблеме мы должны обмениваться опытом и учиться друг у друга.
Проблема оказания должной психологический и психиатрической помощи.
Неоправданное применение силы и недолжное обращение с заключенными (тюрьма Кокони, Чикаго).
Закон о правах заключенных.
Ранее был актуален вопрос о доступе адвокатов к своим клиентам.
Существует проблема отношения к разным группам тюремного населения по расовому признаку.

Charles Samuels:
Тюремное население продолжает расти, хотя мы пытаемся этому противодействовать. Тюрьмы перенаселены на 37 %. Мы прогнозируем рост заключенных на 6 тыс чел. в год. Особо высокое перенаселение в тюрьмах особого режима.
Вместе с тем, социальная реабилитация начинается с первого дня в пенитенциарной системе. Это: программы волонтеров, когда граждане на местном уровне посещают тех осужденных, которые утратили контакт с родственниками. 10100 граждан в год работают в 415 тюрьмах США. Это контроль за тюрьмами со стороны Генпрокурора и конгресса. Принимаются звонки от любых лиц. В 2007 году начата стратегия реабилитации. Ее ключевой подход - исправление в сообществе. Цель партнерства - успешное интегрирование осужденных в общество. Социальные навыки - сокращение повторных правонарушений. Поиск и сохранение работы.
Каждый год Бюро освобождает 45 тыс. человек, 12 тыс. чел. депортируется.

David C. Fathi:
У нас выборные судьи, что является одной из причин высоких сроков заключения.
В США законы о возрасте уголовной ответственности определяется штатом. В некоторых штатах дети с 10 лет могут быть направлены к взрослым. Это стало следствием истерии по поводу детской преступности. Тем не менее дети до 18 лет содержатся, как правило, отдельно.

Tina Chiu:
Произведя исследование мышления и поведения молодых людей, НПО установили, что они отличаются от мышления и поведения взрослых, что повлияло на мнение общества относительно ответственности несовершеннолетних.

Tom Malinowski:
Недавно Верховный Суд США издал постановление , не разрешающий приговаривать несовершеннолетних к ПЛС без возможности досрочного освобождения. Инициативы, как правило, исходят от конкретных людей и просвещенных правительств.

В. Ю. Сурков:
Не важно, по каким мотивам человек занимается этой работой - по зову души, за деньги, по заказу, важно, что он эти занимается.
Деятельность СМИ: как иногда и не приятно это читать и смотреть, однако это та цена, которую надо платить, чтобы механизм обратной связи существовал. Перегибы и перехлесты СМИ - цена за открытое общество.
Я видел, как предпринимались попытки сокращения численности заключенных: собирались совещания, давались поручения, однако потом все почему- то оставалось на местах. И не то, чтобы кто-то против. Но и не особенно за.
К делу Магницкого можно было отнестись по-разному. Можно было сказать и так, что все в рамках статистической погрешности, а можно было прореагировать так, как прореагировал Президент, который внес законопроект в ГосДуму.
Мы будем гуманизировать наше общество и приближаться к тому идеалу общества без насилия, которое есть у нас в самых дерзких мечтах.

Стив Бучер:
Правительство США создает условия для того, чтобы мигранты могли участвовать в жизни общества. С 1975 года действует программа "Миссия беженца". После 2001 года предпринимаются меры усилить роль сообществ, которые могут помочь интеграции.

Льюис Сидабака:
Когда мигранты направляются в страну, они становятся жертвами преступников. Мы формируем универсальные стандарты, которые будут применяться ко всем. Созданы специальные отряды по борьбе с торговлей людьми и принудительным трудом. Таких отрядов создано 38.В них принимают участие в т.ч. и НПО. Условием финансирование является партнерство с НПО в работе этих групп.

Светлана Ганнушкина:
В США 5-я по размеру нелегальная диаспора - из России. Периодически проводятся акции легализации.

А. В. Бабушкин:
Проблемы миграции:
1) Признание части осужденных, не имеющих гражданства РФ, но живших в России до осуждения, нежелательными иностранцами либо лицами без гражданства.
2) Невозможность получения гражданства или вида на жительства осужденными за умышленные преступления и лицами, имеющими судимость.
3) Сроки нахождения незаконных мигрантов в ЦСИГ - 1 месяц, их необходимо отправить на родину или освободить.
4) Бывшие беженцы в общежитиях не могут встать в очередь на жилье.
5) Сговор работодателя и сотрудников ФМС по выдворению работников.
Миграция - естественный процесс, на который можно влиять экономическими, социальными, культурными механизмами и крайне осторожно - административными и уголовно - правовыми, так как влияние последних на процессы миграции и слабы, и неэффективны

Предложения участников встречи американских и российских НПО для комиссии Суркова-Макфола

1. Законодательное и практическое выстраивание общественного инспектирования мест содержания под стражей и лишения свободы квалифицированными общественными инспекторами, полномочия которых определялись бы законодательно.

2. «Экономия» уголовной репрессии с целью снижения тюремного населения; гуманизация и социализация условий отбытия наказания.

3. Развитие видов наказания, альтернативных лишению свободы, в первую очередь за ненасильственные преступления; существенное сокращение максимальных размеров санкции и отбывания длительных сроков наказания.

4. Приоритет социальной работы в тюрьмах и подготовки к адаптации в постпенитенциарных условиях.

5. Курс на искоренение пыток и жестокого обращения; тщательное, в том числе с участием общественности, расследование всех случаев пыток; неотвратимость наказания за их применение.

6. Разработка и реализация программы совместной деятельности российских и американских НПО по указанным вопросам.


[ НАЗАД ]
Отправить @ другу
Rambler's Top100