Правозащитные итоги 2009 года
1. Создание в большинстве субъектов Российской Федерации Общественных наблюдательных комиссий по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания. Появление и начало деятельности ОНК стало первым массовым опытом законодательно закрепленного общественного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях уголовно - исполнительной системы, милиции и некоторых закрытых учреждениях. Несмотря на высказываемые в 1996-2008 годах опасения на то, что ОНК помешают работе закрытых учреждений, станут каналами криминального давления на правоохранительные органы, ни одного подобного случая за год работы Комиссий выявлен не было. Вместе с тем, основными проблемами работы комиссий стало отсутствие законодательно закрепленной ответственности за воспрепятствование их деятельности, недостаточный численный состав Комиссий, отсутствие финансовых средств на обеспечение их деятельности, отсутствие у Комиссий полномочий по проверке закрытых медицинских учреждений.
2. Дальнейшее развитие сотрудничества с правозащитными организациями со стороны МВД РФ. Несмотря на активную антимилицейскую компанию в российских СМИ, МВД последовательно наращивало, как взаимодействие с институтами гражданского общества, так и совершенствовало механизмы реагирования на общественные потребности. В то же время отмечается необходимость срочного изменения критериев ведомственной оценки деятельности органов милиции, налаживании регулярных отчетов начальников подразделений ОВД перед населением, улучшения качества соблюдения прав граждан УВД по ЦАО г. Москвы.
3. Рост акцентов на правозащитную составляющую в деятельности органов прокуратуры, более тщательная проверка органами прокуратуры обращений правозащитных организаций.
4. Инициатива председателя Верховного Суда РФ Лебедева В.М. о наделении Верховного Суда РФ правом на рассмотрение обращение граждан о возмещении ущерба, причиненного нарушением Конвенции прав человека и основных свобод до рассмотрения дела Европейским Судом по правам человека.
5. Развитие института Уполномоченного по правам человека в регионе. Так, создан институт по права человека в г. Москве. В Московской области создан институт представителей Уполномоченного по правам человек в Московской области, работающих на профессиональной основе, в образовательных учреждениях внедряется институт общественных уполномоченных по правам участников образовательного процесса.
Основными отрицательными событиями и явлениями в России в 2009 году стали:
1. Дополнение концепции реформы ФСИН России положением о преобразовании исправительных колоний в тюрьмы. Под предлогом ликвидации исправительных колоний, как «наследия ГУЛАГа» перечеркивается положительный 200- летний российский и советский опыт пенитенциарного строительства. Правоограничения, установленные для лиц, наказание которым назначено в тюрьмах (отсутствие длительных свиданий, невозможность устроиться на работу или поступить на учебу, ограничения в доступе к телекоммуникациям и т.д.) неизбежно приведет не только к деградации личности и ослаблению социально полезных связей, но и к повышению закрытости учреждений, и, как следствие этого, - к росту характера и масштабов нарушений прав человека.
2. Рост жалоб на нарушение прав человека со стороны органов Федеральной Службы по контролю за оборотом наркотических средств. Такой рост имеет место в большинстве регионов России. Не знакомые и не связанные друг с другим люди направляют жалобы на провокации со стороны сотрудников ФСКН, когда рядовые наркоманы, а иногда и просто случайные люди (см. дело А. Борисенко, рассмотренное Советским районным судом г. Красноярска), воображением оперативников ФСКН превращаются в матерых наркобаронов. При этом понятые и участники контрольных закупок кочуют из одного дела в другое пока либо сами не оказываются в тюрьме, либо не умирают от передозировки наркотиков. Среди всех правоохранительных органов ФСКН уверенно занимает первое место по соотношению жалоб на нарушение прав человека на тысячу сотрудников. Участники круглого стола с тревогой отметили, что провокации стали формой существования ФСКН, решение ЕСПЧ по делу «Ваньян против России» полностью игнорируются, практически бездействует Общественный Совет при ФСКН.
3. Отсутствие реального прокурорского надзора за органами следственного комитета при прокуратуре.
4. Отсутствие реагирования на потребности гражданского общества и обращения правозащитных организаций со стороны органов судебной власти. Судебная власть, по оценке участников круглого стола, уверенно лидирует среди всех иных нарушителей прав человека. Никакого эффективного механизма исправления судебной ошибки на сегодняшний день не существует. Самые чудовищные и бесчеловечные нарушения прав человека проштамповываются и закрепляются современным российским правосудием в качестве законных и обоснованных решений, вынесенных именем Российской Федерации.
5. Рост нарушений права граждан собираться мирно и без оружия для обсуждения общественно значимых проблем, массовая практика отказа в приеме уведомлений о проведении митингов и шествий по надуманным основаниям.
6. Трагическая гибель адвоката и правозащитника Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, правозащитницы Натальи Эстемировой, которые еще раз продемонстрировали, что безупречная репутация и широкая известность не являются в России гарантией права на жизнь для людей, которые занимаются важными и острыми проблемами защиты прав человека.
7. Снижение статуса адвокатов.
8. Возрождение карательной психиатрии.
9. Снижение активности Общественных Советов при большинстве федеральных органов власти.
10. Активное и безнаказанное нарушение прав человека сотрудниками Федеральной Службы охраны, в частности при пикетировании Администрации Президента РФ и Государственной Думы ФС РФ).
11. Гибель юриста Сергея Магницкого. Проверка обстоятельств гибели Магницкого показала, что тюремная медицина по прежнему находится в зависимом положении от пенитенциарной администрации, пенитенциарная администрация зависима от следствия, механизма рассмотрения жалоб заключенных под стражу в СИЗО № 2 г. Москвы не существовало, в российских СИЗО по прежнему существуют камеры, в которых созданы пыточные условия.
12. Недостаточная эффективность подразделения Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, рассматривающего обращения граждан на неправосудное судебное постановление. В данном подразделении сложился порочный алгоритм уклонения от рассмотрения доводов жалоб на нарушение судами прав человека. Работа этого подразделения диссонирует с другими подразделениями Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, вносящими большой вклад вдело защиты прав человека.
13. Несоразмерность реакции СМИ и зависимого от СМИ общественного мнения на нарушения со стороны сотрудников милиции и выполнение сотрудниками милиции своих обязанностей с риском для жизни. Так, подсчитано, что дело майора Евсюкова получило в СМИ в 200 раз (то есть на 20 тыс. процентов) больший отклик нежели трагическая гибель сотрудника УВД по ВАО г. Москвы старшины милиции Игоря Викторовича Клыгина при задержании опасного преступника). При таком качестве реагирования положительные изменения в деятельности МВЖ крайне затруднены.
14. Сохранение высокого уровня нарушений со стороны конвойных служб и учреждений УИС, где находятся транзитные осужденные (переполнение автозаков и спецвагонов, нарушение прав транзитников, в частности на ТПП в ИК - 4 Плишкино Иркутской области).
15. Отсутствие субъектов и механизмов общественного контроля за психиатрическими больницами и психо- неврологическими интернатами, а также учреждениями здравоохранения.
Основными событиями, определенную оценку которых дать в настоящее время затруднительно, участниками круглого стола названы:
Изменение в Уголовном Кодексе, связанное с введением института сделки с правосудием. Есть основания опасаться, что в современных российских условиях возможность для лица получить более мягкое наказание за счет изобличения соучастников преступления, может повлечь участие обвиняемого в фабрикации доказательств в отношении невиновных лиц.
Данные выводы составлены Андреем Бабушкиным, председателем «Комитета за гражданские права», по итогам одноименного круглого стола, состоявшегося в Независимом пресс-центре г. Москвы.
- Комитет
- Правозащитные мероприятия
- Предметная рубрика
- Аналитические обзоры
- Отчеты о деятельности
- Рекомендации круглых столов
- Борьба с пытками
- Ссылки
-
03-10-2018 Прокурору Волгоградской области о спасении жизни инвалида Юрия Трофименко
15-08-2017 Просьба об оказании помощи "Комитету за гражданские права"
Общественная приёмная Комитета за гражданские права
17-10-2018 Стратегическое партнерство «Комитета за гражданские права» и агентства WHITE NEWS
24-12-2016 Жители Москвы – перед угрозой лишения придомовых территорий и парков
22-12-2017 В новые питерские недостроенные «Кресты» "заселили" заключенных
08-03-2017 Конференция «Обеспечение прав уязвимых групп в местах содержания под стражей в России»
24-10-2019 Андрей Маяков помещен в СИЗО до 22 декабря
22-10-2019 Очередной «наезд» властьпредержащих на Комитет за гражданские права
20-04-2019 Статистика атакует, или марсианские хроники тюремного ведомства
02-01-2019 Росузник — письма арестованным по политическим мотивам
31-08-2011 Движение «В защиту Детства»: граждане могут защитить российские семьи своими силами!