Кассационная жалоба Алексея Соколова рассмотрена: в освобождении отказано

24-11-2009
Как оказалось, две последние жалобы, рассмотрения которых ожидают Алексей и его защитники, Свердловский областной суд, рассматривать даже не собирался. Впрочем, рассмотрения кассационной жалобы на постановление судьи Андреева, тоже пришлось ждать весьма долго.

Первую попытку рассмотрения жалобы суд предпринял 28 октября. Тогда защитники Алексея, журналисты, представители дипломатических представительств разных стран, прождав весь рабочий день, рассмотрения жалобы по существу так и не дождались. Суд, быстро посовещавшись, перенес рассмотрение жалобы на 18 ноября.

Но и 18 ноября, ситуация повторилась. Сложилось впечатление, что суд захотел взять измором представителей Германии, Франции и США, терпеливо ожидающих начала рассмотрения дела. Их терпение было вознаграждено. Еще раз переносить процесс, суд все же не решился.

Наконец, ближе к вечеру, суд приступил к рассмотрению кассационной жалобы на постановление Ленинского районного суда. А если точнее, то трех жалоб на одно судебное постановление: каждый из трех защитников Алексея Соколова, подготовил свою собственную жалобу, с собственным изложением своей правовой позиции.

Но в начале, суд удовлетворил ходатайство Алексея Соколова и его адвокатов о допуске для участия в деле в качестве защитника, коллегу Алексея по Общественной наблюдательной комиссии (ОНК), Владимира Шаклеина.

Соколов, его адвокаты Хаймин, Качанов, Шухардин, один за другим брали слово для выступления и суд давал им высказаться не обрывая и не прерывая. Вообще судьи в этот раз были на удивление вежливы. Эту странную особенность суда отметили все адвокаты Алексея Соколова, не привыкшие к такому обращению со стороны областных судей.

Как правило, судейский корпус в нашем областном суде терпением не отличается. Само рассмотрение жалобы нанимает десять - пятнадцать минут и проходит в режиме спринтерского забега. Только защитники открывают рот, как судьи, тут же просят его закрыть, так как с делом они ознакомлены и все доводы жалоб знают, а выступления только отнимают время: судьи, как известно, люди занятые.

В этом судебном заседании все было в точности до наоборот: защитники смогли спокойно высказаться, а само судебное заседание продолжалось больше полутора часов. Возможно, что присутствие в зале заседаний представителей зарубежных стран, оказало благотворное влияние на суд. Впрочем, как оказалось, не до конца.

Судебная идиллия была прервана небольшим скандалом: суд заметил, что я веду аудиозапись судебного заседания. Действие совершенно законное и с судом согласования не требующее. Суд, однако счел это действие неподобающим и сделал мне замечание.

Ситуацию спас адвокат Валерий Шухардин. Он вежливо, но твердо объяснил суду, что тоже ведет аудиозапись процесса и спрашивать на то разрешения суда не намерен. Одна из судей проворчала что-то про "понаехавших тут" московских адвокатов и на этом конфликт закончился.

Основные доводы адвокатов выглядели убедительно: районный суд, при рассмотрении дела в нарушение процессуального закона провел судебное заседание в закрытом режиме, не изучил возможность применения альтернативных мер пресечения, сосредоточившись только на содержании под стражей, мере пресечения, которая должна применяться в исключительных случаях. Все следственные действия уже окончены, свидетели допрошены, доказательства, имеющиеся у следствия, собраны. Поэтому довод следствия и суда о том, что Алексей Соколов может оказать давление на свидетелей и помешать следствию не является законным и обоснованным.

Не является убедительным довод о том, что Алексей может использовать полномочия члена ОНК для давления на свидетелей, так как его мандат находится в деле и его полномочия приостановлены.

Кроме того, Алексей везде характеризуется положительно, имеет постоянное место жительства, жену и малолетнюю дочь, оставшихся без средств к существованию, за него поручились известные правозащитники Людмила Алексеева и Лев Пономарев.
Поэтому утверждения следствия и суда первой инстанции о том, что Соколов может скрыться от следствия и суда не являются законными, обоснованными и убедительными.

Даже каждый из изложенных фактов по отдельности, считает защита, должен привести к отмене постановления о продлении содержания под стражей, и освобождению Алексея Соколова.

Еще один "довод" следствия и суда вызвал недоумение у представителей иностранных представительств. Алексей, находясь на свободе, может использовать правозащитное движение и прессу для формирования негативного образа следствия и воздействия на суд. Похоже, что наблюдатели от западных демократий, не привыкли к такой логике российских силовых структур и судебных органов.

Защитник Соколова Владимир Шаклеин, в свою очередь заявил, что Алексей, его коллега по ОНК, никак не может повлиять на ход следствия и суд, действие его полномочий приостановлены, да и в соответствии с законом, члены ОНК могут пребывать в местах заключения вдвоем и в сопровождении работников ФСИН.

Так что при всем желании, у Алексея, даже имевшего полномочия ОНК, не было никакой возможности повлиять на деятельность следствия и суд.

Сам Алексей, выступив в начале судебного заседания заявил, что считает свое дело сфабрикованным. "Это месть мне за мою общественную работу" - заявил он суду. Он попросил суд изменить ему меру пресечения, так как скрываться или мешать следствию он не собирается, но собирается в суде доказать свою невиновность и добиться уголовного преследования лиц, сфабриковавших против него уголовные обвинения в преступлениях, которых он не совершал.

Выступление прокурора было коротким и основным доводом его было утверждение о полном согласии с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия, быстренько посовещавшись, вынесла определение об отказе в удовлетворении жалоб защитников и самого Алексея Соколова.

В этот день должна была рассматриваться еще одна кассационная жалоба: на постановление Ленинского районного суда города Екатеринбурга, в лице судьи Павла Пищулина, от 20 октября этого года. Это последнее постановление, "законно" продлевающее для Алексея Соколова срок содержания под стражей до 6 ноября.

Суд эту жалобу рассмотреть не успел и назначил судебное заседание на 25 ноября.

Когда же будут рассмотрены жалобы на постановление судьи Фивковой Н. О. Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 2 ноября 2009 года о передаче дела по подсудности в Богдановический суд, так и осталось неизвестным. А ведь именно на основании этого постановления Алексей Соколов до сих пор лишен свободы!

У Свердловского областного суда стало "хорошей" традицией рассматривать кассационные жалобы защитников Соколова на постановления судов о продлении срока содержания Алексея под стражей, после устаревания судебных постановлений и потери их актуальности. Похоже, что от этой традиции областной суд отступать не намерен.


[ НАЗАД ]
Отправить @ другу
Rambler's Top100