С праздником, граждане. Тюремной системе 130 лет

31-03-2009
Пару недель назад состоялась пресс-конференция начальника ГУ ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-майора вн. сл. Маленчука. По его инициативе.

Он не взял с собой своих замов, кроме помощника по соблюдению прав человека, перед которыми нужно было бы играть роль начальника, наверно так ему было лучше общаться с прессой, которая слушала не дыша.

А мой план не предусматривал вмешательства в ход пресс-конференции. Хотел просто послушать отчет таким, каков он есть, не формируя его своими вопросами. Интересовали приоритеты, которые расставит начальник Главного Управления ФСИН по СПб и ЛО, короче - интересовало, что он посчитает нужным сообщить прессе. И - зачем.

“Каких успехов мы добились, что нами сделано, что не сделано, что мы планируем сделать, какие стоят задачи; какие вехи, основные направления в деятельности существуют”. Руководитель сообщил, что на коллегии дана удовлетворительная оценка деятельности учреждений, входящих в систему исполнения наказаний по Спб и области. 2008 год по его оценке был таким же не простым и даже напряженным, как и предыдущие. Таким же ожидается и 2009 год. “Но нам удалось в местах лишения свободы сохранить управляемую и контролируемую обстановку и не допустить преступлений против личности” (против кого, вопрос не выяснялся), хулиганских действий и массовых беспорядков, и в целом сохранить стабильную и управляемую ситуацию. Гуманизация положительно повлияла на состояние дел в местах лишения свободы. Подобное, по мнению начальника стало возможным благодаря господдержке (это госучреждений!!), изменению законодательства и переориентации общественных интересов в пользу конкретного человека и защиты его прав. "За счет увеличения финансирования уголовно-исполнительной системы, в целом, кардинально улучшились условия содержания... в местах л\с".

Из речи вырисовывался образ большой строительно-хозяйственной конторы: строится СИЗО на 4 тыс. мест; в 2008 г. освоены деньги - 286.5 млн. - вели строительство, расширяли производство и готовились к строительству новых учреждений соответствующих евронормам.

На тему строительства начальник говорил долго, подробно и охотно: в речи мелькали цифры построенного ограждения, подробности экспертизы и характеристика грунтов, сваи... Руководитель с удовлетворением отметил что построили новый КПП, складские помещения, где будут храниться материально-технические ценности, и приступили к строительству гаража, где будет содержаться автотранспорт. Завершено строительство режимного корпуса в Горелово (освоено 171.8 млн), который уже полностью заселен (о соответствии корпуса евростандартам в речи не сказано).

Одна цифра на мой взгляд требовала уточнения, но у журналистов пула интереса не вызвала: готовится к открытию в 1 квартале 2009 года инфекционный корпус для больных ВИЧ, ТУБ и др. Никто из присутствовавших не выяснил, как повлияет его открытие на обстановку в зоне, в которой едва ли не каждый третий "хроник".

Некоторые цифры едва не привели в ступор: два новых водовода, новая газовая котельная и напорные канализационные сети, позволившие убрать канализацию, вытекающую на поверхность (!), за что ГУ ФСИН долго критиковали (не все ли 130 лет?!).

Начинается проектирование нового корпуса в Горелово на 750 мест (строительство начнется в 2010 г.), реконструируется тюремная больница, строится жилье для персонала. Деньги на ремонт выделяются, короче говоря - большая строительная площадка. Деньги в размере 2.5 млр р. освоены в полном объеме. На текущий год деньги тоже выделены, но будут ли они выделены в запланированном объеме, не уточнялось.

Договорные отношения - любимая тема части руководства ГУФСИН. Договора теперь заключаются со всеми учреждениями и организациями региона. Даже с епархией и уполномоченным по правам человека. Вероятно в этих договорах есть какие-то гарантии, важные для системы, если с маниакальной настойчивостью договора заключаются со всеми, кто пытается проникнуть за проволоку. Кстати, надо выяснить на каких условиях пускают в зону прокуроров? Может быть там предусмотрена прокурорская реакция на жалобы заключенных, вот и вся недолга. А правозащитники понять не могут - почему столько жалоб, если есть прокуратура, ежедневно надзирающая за положением заключенных. Начальник ГУ ФСИН считает что только так можно оказывать правовую помощь заключенным (как плановую, так и экстренную), встречаться с представителями религиозных конфессий. Подписан договор с медакадемией для оказания помощи сотрудникам. Веяние времени: открыт центр реабилитации для сотрудников и детей сотрудников (что уже несколько выходит за рамки обсуждаемой темы).

Есть и российское ноу-хау: "Далее мы планируем организовать обучение медперсонала для уголовно-исполнительной системы, но они не будут называться "пенитенциарная медицина", потому что если введется такой термин.. сотруднику будут писать в дипломе что он закончил факультет пенитенциарной медицины. И он в другом месте устроиться не сможет.

Чтобы такой глупости не делать мы будем обучать по направлениям, с некоторой специализацией. Это будут врачи общей практики.»

Наконец-то европейские стандарты начнут внедряться в быт. Европа уже не ждет от России, она делает шаги, верная принципу поддерживать даже намерение двигаться в нужном направлении. Поэтому и организуются международные встречи юристов в т. ч., где юристы из России вольно или невольно вынуждены принимать обязательства соответствовать европейским стандартам. Оказывается, 2 декабря в Константиновском дворце прошло Х11 заседание "совета министров юстиции", при европейском комитете экономического сотрудничества (это в рамках ЕВРО Z) и от России выступал как раз начальник ГУ ФСИН Спб с докладом "О внедрении международных стандартов в деятельность службы исполнения наказаний". (Тут докладчик вдаваться в подробности не стал, а журналистов это вопрос не интересовал вовсе).

Руководитель рассказал и о "продолжении работы по социальной защищенности нашего спецконтингента". Защита выразилась в обучении осужденных специальностям, востребованным - по мнению начальника - на рынке труда. Всего в колонии (колониях?!) могут обучать 200 специальностям. В качестве примера были приведены цифры только по колонии несовершеннолетних в Колпино, с ее "детской площадкой". (Вообще, складывается впечатление что все осужденные не имели специальности перед осуждением, хотя это явно не так.) В учреждениях ЛО работают три ПТУ и два филиала вузов, "где осужденные получают специальности юридической и экономической направленности, и социальных работников". В плане открытие факультета журналистики (но тут начальник как человек суеверный не стал забегать вперед). Оказывается, в Калининграде уже был такой опыт. Там обучалось 8 человек, и один потом стал журналистом. Человек нашел себя.

Вообще обращает на себя внимание то, что ни разу все приведенные примеры не были показаны в цифрах, позволяющих судить о охвате всей массы заключенных. Поставленное мебельное производство в одной из колоний, даже с доходом в 17 млн р., никак не позволяет получить всей картины. Хотя, безусловно, заслуживает положительной оценки (после изучения независимыми экспертами). Как и обучение женщин профессиям модельеров и швей. Из рассказа я так и не понял чего больше: желания обучать осужденных, или желания ФСИН получать большие заказы, вроде заказа в 3 тысячи комплектов верхней одежды на синтепоне для МЧС. Но получение работающими 4300 рублей, а сдельщиками еще больше, - может конечно помочь осужденным. Повторюсь, правозащитный опыт и неизжитая советская действительность не позволяет принимать все на веру. Нужно все посмотреть самому, но договора на это у меня нет. Следовательно, оставим обсуждение этого опыта до лучших времен. Армейский опыт услужливо подсказывает что может быть и эксплуатация...человека человеком:-)

Основные задачи прозвучали несколько неожиданно после хозяйственных побед:
- сохранить обстановку в местах лишения свободы управляемой; не допустить чрезвычайных происшествий и преступлений.

Вот это - главные задачи. Тема удержания зоны под контролем звучала несколько раз, и показывает что не все, к сожалению, благополучно.

Среди прочих задач: наращивание инженерно-технических средств охраны, что позволяет наблюдать за осужденными с помощью датчиков, сигнализации, средств наблюдения и др. Кроме того, позволяет наблюдать за внешним периметром изоляторов и подключать другие службы в случае необходимости (попытки передачи наркотиков через забор, иначе говоря).

Сказав это, начальник опять вернулся к вопросам хозяйственной деятельности и поведал о приобретении новых установок утилизации отходов и выпуске черепицы. Возможно, это действительно входит в программу антикризисных мероприятий. Кто знает, что будет дальше в стране, а подсобные хозяйства могут пригодится. Однако, прожив жизнь в этой стране, ничего на веру принимать не хочется. Вполне может быть, что все подсобные хозяйства могут работать на какого-нибудь "хозяина" зоны. Не верую, увы. .

Среди тюремного персонала некомплект, как сказано - это 4% "рабочий" некомплект. То есть, допустимый. Это не удивительно, удивительно, что начальник может ставить перед своим отделом кадров задачу довести, скажем, в 1 квартале некомплект до 3%, что граничит с профанацией. При тех же условиях увеличить комплект невозможно. А его еще учить нужно, сразу винтовку не дают в руки даже в зоне.

Были обнародованы и планы празднования 130-летия системы исполнения наказаний: выпуск публицистических материалов, книги, проведения торжественных мероприятий в учреждениях (!), встречи с ветеранами системы, спортивные соревнования, смотры-конкурсы, открытие клуба в 5 колонии и проведение там силового шоу "Русские богатыри".

В конце конференции были озвучены и задачи, поставленные президентом страны перед системой: совершенствование законодательства, улучшение подготовки и условий труда сотрудников колоний, совершенствование системы исполнения наказаний... более гуманной (сарказм был слишком явным) сделать ее, развивать альтернативные виды уголовного наказания. Будут шире применяться меры, не связанные с арестом и заключением под стражу. Сейчас, по словам Маленчука, в СИЗО ЛО находятся более 6.5 тыс. человек, а в колониях 11.5 тысяч. Это кроме тех, чье наказание не связано с лишением свободы.

Обращает на себя мнение начальника о условно-досрочном освобождении. Он считает, что хорошо бы заставить осужденных отбыть полный срок, но... есть закон. И он вынужден его выполнять и не препятствовать УДО.

Как правозащитник добавлю, что условия, при которых заключенные могут выйти по УДО на 100% зависят от благорасположения начальства, в руках которого система наказания и поощрения. Достаточно покурить не в том месте, как в личное дело будет занесен выговор, и никакого тебе УДО. Вот такая система. После этого говорить нужно только о коррупции, которую плодит эта система. Можно сослаться и на пример Ходорковского.

В общем, улита едет. Но рассчитывать на прорыв не стоит, в этой стране ничего не изменится. Если бы существовал пресловутый "железный" занавес, - который и мог бы существовать, если не надо было торговать сырьем, - то ГУЛАГ бы благополучно существовал еще много лет. И страна бы развивалась за счет бесплатного труда заключенных.

Справедливости ради надо сказать, что система исполнения наказаний своего рода заложник законодательства, которую вынуждена исполнять. Поэтому надо начинать с законов, которые должны принимать свободно избранные депутаты, а не искусственно созданные партийные монстры. Но это уже другая тема.

С праздником, Вас, граждане.


Правозащитник Геннадий Чернявский, СПб

Борис Пантелеев, руководитель Санкт-Петербургского отделения правозащитной организации «Комитет за гражданские права»:

В Санкт-Петербурге прокатилась волна арестов высокопоставленных чиновников тюремного ведомства. Мы попросили прокомментировать эти аресты высоких чинов Главного управления исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ГУФСИН по Спб и ЛО) адвоката Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» - Иосифа Габуния.

Сделать вывод о виновности высокопоставленных чиновников ГУ ФСИН СПб и ЛО не представляется возможным, в связи с тем, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (статья 49 Конституции РФ).

В 2009 году в Санкт-Петербурге был задержан по подозрению в превышении должностных полномочий начальник оперативного управления ГУ ФСИН СПб и ЛО полковник Вячеслав Тепель.

Вслед за задержанием высокопоставленного чиновника последовало задержание еще двоих сотрудников, являющихся подчиненными задержанного - начальника следственного изолятора № 6 (пос. Горелово ЛО) - Гаврилова Андрея Викторовича и его заместителя по воспитательной работе Хачекяна, в рамках возбужденного уголовного дела.

Председатель Верховного суда Российской Федерации Вячеслав Лебедев заявил, о том, что 2,5 % от общего числа осужденных - сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний России в 2008 году.

Задержания высокопоставленных чиновников свидетельствуют о том, что компетентные органы (в частности - ФСБ) обратили свое внимание на нарушения законных прав и интересов лиц, привлеченных к уголовной ответственности, находящихся в местах лишения свободы и осужденных к реальному лишению свободы.

Задержание высокопоставленных чиновников ГУ ФСИН СПб и ЛО это не единичный случай. В 2008 году были осуждены: за покушение на получение взятки начальник исправительной колонии № 8 ГУ ГУ ФСИН СПб и ЛО Владимир Звягин и начальник отдела воспитательной работы исправительной колонии № 4 ГУ ФСИН СПб и ЛО. А за незаконное приобретение и хранение наркотических средств - начальник оперативного отдела следственного изолятора № 4 (ул. Лебедева, д. 39) ГУ ФСИН СПб и ЛО Игорь Поздняков и другие.

Также хотел бы добавить, что высокопоставленными чиновниками тюремного ведомства нарушаются права не только заключенных, но, также, и их защитников. Примером тому стал безосновательный личный досмотр с пристрастием адвоката Международной Коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» в следственном изоляторе № 4 ГУ ФСИН СПб и ЛО, а именно: 12 февраля 2009 года. Около 12 часов дня женщина-адвокат прошла на территорию следственного изолятора № 4 ГУ ФСИН СПб и ЛО, была досмотрена на первом контрольно-пропускном пункте, а затем ее остановил высокопоставленный сотрудник ГУ ФСИН СПб и ЛО, предложивший ей пройти в кабинет. Здесь адвокату сообщили, что у сотрудников Учреждения имеются предположения о наличии при себе у неё, как у адвоката, запрещенных предметов, а именно наркотических средств и психотропных веществ и попросили адвоката добровольно выдать все запрещенные предметы: наркотические и психотропные вещества. Женщина адвокат отказалась, по причине отсутствия таковых, однако это сотрудника ГУ ФСИН СПб и ЛО, а, также, работников следственного изолятора № 4 ГУ ФСИН СПб и ЛО не остановило, и ими были вызваны оперуполномоченные Управления федеральной службы наркоконтроля. После чего адвоката раздели полностью, заставляли приседать, и снимали происходящее на видеокамеру.

При проведении досмотра, у адвоката никаких запрещенных предметов не было обнаружено.

Убежден, в том, что высокопоставленным сотрудником ГУ ФСИН СПб и ЛО, работниками следственного изолятора № 4 ГУ ФСИН СПб и ЛО нарушено законодательство РФ и, в том числе, - Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации». Не говоря уже о том, что произошло попрание чести и достоинства не только как адвоката, но и как человека. В настоящее время по вышеуказанному факту проводится прокурорская проверка и, надеюсь, по её результатам, будет принято законное и обоснованное решение.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при поступлении на службу, к претендентам на работу в ГУ ФСИН СПб и ЛО, должны предъявляться высокие требования, и отбор должен проводиться более тщательно, при исследовании психологического портрета каждого.

Обнадеживает, также, и то, что наконец - то, компетентные органы обратили внимание на грубейшие нарушения закона со стороны сотрудников ГУ ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и принимают соответствующие меры.


Адвокат Иосиф Габуния





[ НАЗАД ]
Отправить @ другу
Rambler's Top100