Встреча с директором ФСИН России Г.А.Корниенко

Встреча с директором ФСИН России Г.А.КорниенкоКогда я пришел на встречу с руководством ФСИН России (а я опоздал минут на 40), шла дискуссия относительно того, нужна ли федеральная Общественная наблюдательная комиссия. В.П.Лукин выступил в защиту этой идеи, отметив, что закон - это не священное писание и может быть изменен в соответствие с общественными потребностями. Ему оппонировала М.В. Каннабих, которая считает, что региональных ОНК достаточно и федеральной комиссии не нужно.
Леонид Петрашис коснулся вопроса о том, что есть колонии, где мы видим нормальное отношение к заключенным, но рядом находятся колонии, где, если представителей организованной преступности, отбывающих наказание, и руководство колонию переодеть в одежду друг друга, то никто ничего не заметит.
На замечание Петрашиса и Валентина Богдана о том, что в разных колониях действуют различные сроки хранения видеозаписей, фиксирующих нарушение, Корниенко пообещал обеспечить хранение видеозаписей нарушений (или их отсутствия) до окончания судебного разбирательства и вступления судебного решения в законную силу.
Петрашис и Богдан обратили внимание на многочисленные случаи, когда осужденные погибают, «упав с лестницы», при чем такие странные падения происходят в одних и тех же колониях. Представители ФСИН пообещали разобраться.
Людмила Михайловна Алексеева рассказала о колониях, где сложилась практика избиения всех вновь прибывших, а также избиения всех осужденных без разбору при вводе спецподразделений. Даже, если человеку досталось несколько ударов и он не был тяжело избит, то это оказывает на него разрушительное нравственное воздействие. Вначале многие готовы свидетельствовать, но через 10 дней, когда приезжает проверка, уже никто ничего не подтверждает. Э.В. Петрухин коснулся ситуаций, когда ввод спецподразделения и применения физической силы оправдан.
Людмила Михайловна с присущем ей чувством юмора рассказала, что ей поступает столько звонков, особенно ночью, что она кладет рядом с собою ручку и бумагу, чтобы утром проверить, был ли телефонный звонок на самом деле или ей приснилось.
Лукин предложил и Корниенко согласился, что отсутствие видеофиксации под предлогом ее неисправности или утраты свидетельствует о том, что жалоба о применении насилия обоснована. Корниенко сказал о том, что им издано распоряжение о том, чтобы снимать на видеоноситель прибытие каждого этапа.
Людмила Альперн предложила внести изменения в Концепцию, предусмотрев должности пенитенциарных судей, которые буду рассматривать различные вопросы, касающиеся отбытия наказания. Вначале Людмилу Ильиничну стали критиковать (зачем, мол, такие судьи нужны!), но, узнав, что пенитенциарные судьи существуют во Франции, представители ФСИНа смягчились.
В конце встречи выступил и я. В своем выступлении я обратил внимание на следующее:
- с лета 2012 года происходит рост закрытости учреждений ФСИН России (буду рад, если я ошибаюсь);
- в большинстве Управлений ФСИН никак не могут решить вопрос об обеспечении всех заключенных полисами обязательного медицинского страхования, что не позволяет поднять пенитенциарную медицину на новый уровень;
- на встрече критиковали эксперимент, проведенный в Санкт - Петербурге, когда меж работники были выведены из подчинения начальников учреждений; однако в мой адрес поступали в основном положительные отзывы об итогах этого эксперимента;
- Нельзя согласиться с выводом о том, что нашей стране не нужна Общественная наблюдательная комиссия. Такая комиссия позволит: а) обеспечить обмен опыт и оказание методической помощи; б) направить усилия общественного контроля в те регионы, где ОНК действуют недостаточно активно; в) экстренно реагировать на резонансные события в учреждениях УИС при минимальном влиянии на институты общественного контроля местных властей; г) обеспечить преемственность в работе с осужденными при переводе из одного региона в другой.
Возможны различные модели создания Федеральной ОНК - от создания такой Комиссии из новых людей до ее формирования из председателей ОНК или избрания ее членов от определенного количества членов ОНК.
Создание федеральной ОНК - естественная потребность, основанная на опыте 4 лет работы региональных комиссий и хотим мы или не хотим, но она все равно будет реализована.
- Для решения вопроса о приближении осужденных при направлении наказания к месту жительства надо вернуться к норме 2006 года о том, что осужденный должен отбывать наказание в учреждении ближайшего субъекта, где имеются условия для его размещения;
- приближению осужденных к месту жительства способствовало бы создание городских колоний поселений (в 19 веке они существовали под названием арестантских рот, а в 1970- 1980-х годах - под названием спецкомендатур), где осужденные могли бы работать на работах по благоустройству и строительству в городах своего проживания.
- большие сомнения вызывает практика ротации начальников учреждений: только человек привык к учреждению, связал с ним свою судьбу и его бросают в какие - то иные дали или отправляют на пенсию; почему - то все это называется борьбой с коррупцией.
- на вопрос Г.А. Корниенко о том, что делать для борьбы с нарушениями прав человека в учреждениях УИС, в чем состоит выход, отвечу: надо изучать опыт тех руководителей учреждений, которые смогли снизить количество и уровень нарушений в своих учреждениях, понять как и почему им это удалось, внедрять их опыт.
В заключение В.П. Лукин предложил Г.А. Корниенко включить Базунова В.В. и Бабушкина А.В. в состав Общественного Совета при ФСИН России. Корниенко обещал подумать.
Какое впечатление произвел на меня Корниенко. Он предстал передо мной человеком умным, хитрым, здравомыслящим, с чувством юмора, умеющим настаивать на своем и соглашаться, когда не прав, обладающим здравым смыслом, искренне пытающим оптимизировать ту систему, руководство которой оказалось в его руках.
Прав ли я в своих положительных оценках нового начальника ФСИН России? Только время способно дать ответ на этот вопрос.
А.В.Бабушкин


[ НАЗАД ]
Отправить @ другу
Rambler's Top100