Актуальное обсуждение: Кодекс этики члена ОНК – «похороны» общественного контроля колоний и тюрем?

В 2008 году был принят и начал свое действие Федеральный закон № 76 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Значительное число общественных некоммерческих организаций получили возможность направить контролеров из числа своих членов в СИЗО, тюрьмы, колонии, ИВС, ЦВИНы и т.д. - туда, откуда раньше «сектор гражданского общества» получал лишь жалобы «сидельцев», а непосредственную проверку могли провести, по сути, только надзирающие прокуроры и сотрудники вышестоящей инстанции пенитенциарной системы или МВД.
В рядах общественных проверяющих оказалось достаточное число правозащитников и гражданских активистов, причем и те из них, кто многие годы отдал делу гуманизации условий содержания арестованных и государственной системы исправления правонарушителей.
Однако значительное число членов ОНК обоих созывов представляло и представляет собой граждан с весьма далекими - от защиты прав личностей «за колючкой» - интересами. Это всевозможные «ветераны ФСБ и МВД», религиозные деятели, да и просто «серая масса», пристроенная в ряды контролеров не без участия власти - ради безмятежного сосуществования последней с ее же псевдодекларациями о «построении гражданского общества».
По-видимому, властям РФ к концу 2011 года поднадоела деятельность активных контролеров, особенно тех, кто открыто сообщал в СМИ выявленные недостатки мест принудительного содержания (подчас не просто недостатки, а к примеру - факты пыток).
К новогоднему столу общественных контролеров ГосДумой было подано изменение в пункте 9 части 1 статьи 14 вышеозначенного закона, вот такое:
«Полномочия члена общественной наблюдательной комиссии прекращаются при наличии одного из следующих оснований:
…Решение совета Общественной палаты, принятое по представлению соответствующей общественной наблюдательной комиссии, или руководящего коллегиального органа общественного объединения, выдвинувшего кандидатуру члена общественной наблюдательной комиссии, в случае ненадлежащего исполнения членом общественной наблюдательной комиссии своих обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо грубого нарушения членом общественной наблюдательной комиссии Кодекса этики».
Для сравнения приведу текст этого же пункта (этой же части статьи), в прежней редакции:
«Полномочия члена общественной наблюдательной комиссии прекращаются при наличии одного из следующих оснований:
…Решение руководящего коллегиального органа общественного объединения, выдвинувшего кандидатуру члена общественной наблюдательной комиссии, об отзыве указанного члена общественной наблюдательной комиссии в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей».
Таким образом, уже на уровне закона появилась возможность изгнать из членов ОНК любого неугодного и неудобного контролера.
Однако, последним штрихом к скандальным спорам среди членов ОНК различных регионов, стал Проект Кодекса этики общественных контролеров. Ведь, как раз-таки поименованные этим самым Кодексом «нарушения» и будут являться конкретными основаниями для изгнания контролера из общественной наблюдательной комиссии.
Ниже, представлен этот проект, а также ряд мнений членов ОНК и правозащитников.
В комментарии к данному материалу Вы можете оставить свое мнение.
Проект «Кодекс этики членов общественных наблюдательных комиссий по общественному контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания»
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.1 Кодекс этики членов общественных наблюдательных комиссий (далее - ОНК) по общественному контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания (далее - Кодекс этики) устанавливает нормы поведения членов ОНК при осуществлении мероприятий по общественному контролю.
Статья 1.2. Этические нормы поведения членов ОНК основаны на Конституции Российской Федерации (ст. 17-64), положениях Федерального закона от 10.06.2008 года № 76-ФЗ, с дополнениями и изменениями, внесенными федеральными законами №132-ФЗ от 1.08.2010 и № 411-ФЗ от 6.12.2011, определяющих полномочия членов ОНК, а также на Международном пакте о гражданских и политических правах, где говорится: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности» (ст. 10).
Статья 1.3. Общественная палата Российской Федерации по представлению совета Общественной палаты утверждает Кодекс этики членов ОНК (п. 2, ст. 3 № 411-ФЗ).
Статья 1.4. Полномочия члена ОНК прекращаются при наличии решения совета Общественной палаты, принятого на основе представленных протоколов заседаний соответствующей ОНК или руководящего коллегиального органа общественного объединения, выдвинувшего кандидатуру члена ОНК, в случае… грубого нарушения членом общественной наблюдательной комиссии Кодекса этики (п. 9, ст. 1 № 411-ФЗ).
2. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЛЕНОВ ОНК
Статья 2.1. Члены ОНК являются представителями гражданского общества и действуют в его интересах. Их задача заключается в помощи в решении проблем, возникающих в обеспечении неотъемлемых прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, их защиты от любого превышения полномочий и дискриминационных действий со стороны администрации и сотрудников. Члены ОНК обязаны нетерпимо относиться к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство, причиняющим боль и страдания, представляющим собой пытки или другие жестокие, бесчеловечные либо унижающие человеческое достоинство виды обращения и наказания.
Статья 2.2. Члены ОНК должны придерживаться принципов справедливости и уважения личности, быть доброжелательными, тактичными и открытыми в отношении лиц, находящихся в местах принудительного содержания, в то же время, принимая во внимание необходимость поддержания в них дисциплины и порядка, установленного законодательством. Права лиц, находящихся в местах лишения свободы, должны находиться в равновесии с обязанностями, которые они несут в соответствии с правилами внутреннего распорядка мест принудительного содержания.
Статья 2.3. Члены ОНК в осуществлении общественного контроля должны стремиться к достижению максимальной полноты и всесторонности информации. Члены ОНК при проведении проверок не должны вставать ни на сторону лиц, находящихся в местах принудительного содержания, ни на сторону администрации и сотрудников, а также не должны участвовать в спорах между заключенными и сотрудниками. Члены ОНК - это посредники между лицами, находящимися в местах принудительного содержания, и администрацией и сотрудниками. Члены ОНК обязаны контролировать свое поведение и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям влиять на результаты мероприятий по защите прав человека.
Статья 2.4. Члены ОНК должны быть компетентными в области законодательных норм, регулирующих проведение общественного контроля в местах принудительного содержания, а также в сфере прав человека. В то же время члены ОНК не должны брать на себя функции, более подходящие профессионалам в других областях, в тех случаях, когда члены ОНК не являются в них специалистами. Члены ОНК не должны давать лицам, находящимся в местах принудительного содержания, обещания, которые не могут быть выполнены в силу объективных обстоятельств, а также в силу того, что они выходят за пределы компетенции ОНК.
Статья 2.5. Члены ОНК в общении с администрацией и сотрудниками мест принудительного содержания должны быть объективными, беспристрастными и непредвзятыми, а также проявлять интерес к их деятельности, проблемам и суждениям и способствовать обеспечению нормальных условий их работы. Члены ОНК должны помнить о том, что конституционные принципы защиты прав человека распространяются на администрацию и сотрудников в той же мере, в какой и на лиц, содержащихся в местах принудительного содержания.
Статья 2.6. Члены ОНК должны тщательно следить за тем, чтобы проводимые ими проверки не становились прямой или косвенной причиной ухудшения положения лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Члены ОНК должны быть внимательными к тому, чтобы их деятельность не приводила к конфликтам между лицами, содержащимися в местах принудительного содержания, а также между ними и администрацией и сотрудниками. Члены ОНК при проверке жалобы конкретного лица не должны проявлять к нему чрезмерный интерес, игнорируя других заключенных.
Статья 2.7. Члены ОНК должны строго придерживаться установленных Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных»принципов обращения с персональными данными субъектов общественного контроля, ставших известными в ходе проверок. Члены ОНК обязаны при получении информации от лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, а также от администрации и сотрудников, ставить их в известность о проведении аудио - и видеозаписи, кино - и фотосъемки. При составлении заключений и обращений по результатам проверок члены ОНК должны придерживаться принципа законности, объективности и беспристрастности. При размещении материалов проверок в средствах массовой информации члены ОНК должны тщательно взвешивать возможные последствия и не допускать того, чтобы эти материалы приводили к ухудшению положения субъектов общественного контроля.
Статья 2.8. Члены ОНК должны уважать идеологические и моральные убеждения, ценности, культуру, традиции и обычаи людей, являющихся субъектами общественного контроля, а также своих коллег. При проведении проверок члены ОНК не должны допускать дискриминации по признаку вероисповедания, происхождения, пола, возраста, расовой и этнической принадлежности, языка, гражданства, социального и имущественного положения или любых других различий. Члены ОНК должны тщательно следить за тем, чтобы их действия не были продиктованы предубеждениями против кого-либо, исходящими из половой принадлежности, сексуальной ориентации, состояния здоровья, физических недостатков, психических отклонений и других специфических особенностей субъектов общественного контроля.
Статья 2.9. Члены ОНК в своей деятельности должны проявлять личную порядочность и бескорыстие, заботиться о своей репутации, критически оценивать результаты своей работы, не преувеличивать свои возможности и не переоценивать свои достижения. Члены ОНК не должны использовать свои полномочия для реализации личных интересов, извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц. В случае конфликта интересов, возникшего в силу деловых, родственных или личных отношений с субъектами общественного контроля, члены ОНК должны воздерживаться от участия в проверках.
Статья 2.10. Члены ОНК должны придерживаться принципа равноправия в работе с коллегами по комиссии, относиться к ним с уважением, оказывать содействие в их деятельности, следовать советам и предложениям коллег, высказанным в интересах дела, учитывать их мнение и нести ответственность за справедливость своей критики в их адрес. Члены ОНК должны защищать своих коллег от любых форм необоснованного давления со стороны государственных организаций или общественных объединений. Члены ОНК должны нести ответственность за поддержание рабочей атмосферы в комиссиях, быть обязательными, аккуратными и точными, уметь ценить свое и чужое время. Члены ОНК не должны публично высказывать негативные оценки деятельности своих коллег. Члены ОНК должны содействовать коллегиальному обсуждению конфликтных ситуаций в комиссиях и их разрешению.
Скандальное мнение члена Свердловской ОНК Вячеслава Башкова
Шикарный зал гостиницы в центре одного из богатейших городов России (это я про свой любимый Екатеринбург) был заполнен едва на треть. В президиуме сидели: Каннабих М.В. (ОП России), Комарницкий И.А.(начальник медицинской службы свердловского ГУФСИН), Винницкий В.И.(ОП Свердловской области) и Степанова Е.А.(Свердловская ОНК).
Одной из тем, кроме основной - медицина в системе УИН, было обсуждение Кодекса Этики Наблюдателя.
Докладчиком была уважаемая секретарь местной ОНК Новикова. После доклада можно было задать вопросы, я и задал:
- Почему был расширен перечень причин для отстранения членов ОНК от работы, чем не устраивал прежний перечень? Каков прогноз: сколько членов ОНК планируется исключить из ОНК в целом по России (прошу ответить Каннабих) и в частности в ОНК Свердловской области?
На это мне было заявлено госпожой Каннабих, что среди ОНК есть недобросовестные члены, поэтому и были внесены изменения в закон, а вообще вопрос поставлен не корректно, списков никто не составляет. Изменения в закон приняты не для уменьшения численности ОНК, а для увеличения. Госпожа Степанова добавила, что в Свердловской ОНК несмотря на разногласия все конфликты разрешаются ко всеобщему удовольствию.
Тогда я попросил назвать число «недобросовестных» членов ОНК или фамилии, Каннабих ответила, что число это незначительно.
Надо заметить, что в ходе краткой дискуссии о Кодексе Этики зал заволновался, некоторые члены ОНК вскочили со своих мест, начались крики в мой адрес «а зачем вам фотографии нарушений в колониях?!!» и тому подобное.
Продолжать в таком духе было бессмысленно.
Какой вывод из этого следует?
Несмотря на незначительность проблемы «недобросовестности» некоторых членов ОНК было изменено законодательство, появился инструмент исключения членов ОНК по «этическим» причина.
То есть не нравится вам какой-то член ОНК и вы ставите вопрос о его исключении на основании несоответствия Кодексу наблюдателя, а причин не понравиться может быть достаточно много и не все они относятся к защите прав осужденных.
Например, в ОНК Свердловской области был скандал в связи с публикацией аудиозаписи, где начальник ГУФСИН Свердловской области Худорожков объясняет ОНК, что не будет давать разрешение на фотографирование нарушений в колониях, так как эти фотографии попадут в интернет, и из Москвы придёт распоряжение о наказании сотрудников виновных в плохих условиях содержания заключённых. Степанова и другие члены ОНК обвинили Башкова в нарушении регламента ОНК, якобы надо было сперва получить разрешение на собрании ОНК, а уже после опубликовывать данную аудиозапись. Обращаю внимание всех! аудиозапись явно свидетельствует о сокрытии информации Худорожковым от общественности, этот факт надо было придать огласке как можно быстрее, потому что он явно свидетельствует о превышении должностных полномочий, о цензуре, но ОНК ввело собственную цензуру на распространение информации о правонарушениях в системе УИН.
Вот для чего необходим Кодекс Этики и возможность исключать «непослушных» членов ОНК! Они будут исключать независимых членов комиссии, а так как число членов комиссии расширенно до 40, то можно набрать других, приемлемых, которые нос не высовывают.
Открытое обращение к Уполномоченному по правам человека РФ и в Общественную Палату РФ
Нам стало известно о том, что, 19 января 2012 в Екатеринбурге, во время проведения тематичского семинара, на который были приглашены председатели ОНК РФ, был поднят вопрос о принятии «Кодекса этики членов общественных наблюдательных комиссии за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания».
Считаем, что принятие Кодекса этики ведет к окончательному искоренению независимости общественного контроля в РФ. Разработчики Кодекса явно лоббирует интересы ФСИН и МВД. То, что «непредусмотрительно» не было искоренено заинтересованными лицами при принятии ФЗ № 76 и явно выявилось во время работы общественного контроля, те методы работы ОНК, которые позволяют выявлять, освещать и применять различные меры воздействия на структуры ФСИН и МВД по устранению нарушений прав заключенных пытаются подавить именно этим, так называемым, Кодексом.
Документ, предоставленный под названием «Проект «Кодекс этики членов общественных наблюдательных комиссии по общественному контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания» не выдерживает никакой критики. Данный документ более похож на ведомственный приказ или инструкцию по работе визитеров, причем нарушающий права членов ОНК, создает дополнительные полномочия для выведения активных членов ОНК, которые реально защищают права человека и показывают истинную ситуацию по нарушению прав человека в местах принудительного содержания граждан и неугодных ФСИНу и МВД из состава ОНК.
Кодекс этики должен представлять собой кодифицированный нормативный акт, принятый представителями Общественного контроля, который в систематизированном виде содержит обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие поведение визитеров. Этический кодекс - это не совокупность благих пожеланий представителей ОП, ФСИН, МВД и других заинтересованных лиц членам ОНК. В кодексе должны содержаться разделы, тематически объединяющие обязывающие и запрещающие нормы. Содержание норм этического кодекса должно предопределяться не только действующим национальным законодательством, нравственными принципами, но и международно-правовыми актам.
Считаем, что принятие данного документы сведет на НЕТ всю работу ОНК и создаст бутафорскую организацию, которая будет лишь имитировать защиту прав человека в местах заключения и дискредитировать саму идею общественного контроля.
Председатель Удмуртского регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека» города Ижевска
Фефилова Л.А.
Руководитель общественной организации «Правовая основа», город Ектеринбург
Алексей Соколов
Мнение Андрея Бабушкина и Бориса Пантелеева («Комитет за гражданские права»)
Введение дополнительной процедуры исключения, обозначенной в Кодексе Этики члена ОНК, в том варианте, о каком идет речь, вредная и опасная инициатива, так как может привести -
а) к сведению личных счетов;
б) обострению борьбы между различными фракциями членов ОНК;
в) инициированию наездов на более критически настроенных членов ОНК со стороны ведомств;
г) утрате рядом Комиссий дееспособности.
- Комитет
- Правозащитные мероприятия
- Предметная рубрика
- Аналитические обзоры
- Отчеты о деятельности
- Рекомендации круглых столов
- Борьба с пытками
- Ссылки
-
03-10-2018 Прокурору Волгоградской области о спасении жизни инвалида Юрия Трофименко
15-08-2017 Просьба об оказании помощи "Комитету за гражданские права"
Общественная приёмная Комитета за гражданские права
17-10-2018 Стратегическое партнерство «Комитета за гражданские права» и агентства WHITE NEWS
24-12-2016 Жители Москвы – перед угрозой лишения придомовых территорий и парков
22-12-2017 В новые питерские недостроенные «Кресты» "заселили" заключенных
08-03-2017 Конференция «Обеспечение прав уязвимых групп в местах содержания под стражей в России»
24-10-2019 Андрей Маяков помещен в СИЗО до 22 декабря
22-10-2019 Очередной «наезд» властьпредержащих на Комитет за гражданские права
20-04-2019 Статистика атакует, или марсианские хроники тюремного ведомства
02-01-2019 Росузник — письма арестованным по политическим мотивам
31-08-2011 Движение «В защиту Детства»: граждане могут защитить российские семьи своими силами!