ФСИН РФ отказывает в предвыборной агитации перед избирателями, находящимися в СИЗО под следствием

04-01-2012
ФСИН РФ отказывает в предвыборной агитации перед избирателями, находящимися в СИЗО под следствием
Директору ФСИН России
Реймеру А.А.


ГУФСИН России по Татарстану,

Копии:
РОДП «ЯБЛОКО»,
Ассоциация «ГОЛОС»



При посещении СИЗО ГУФСИН России по Республике Татарстан в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы РФ от Республике Татарстан, возникла проблема моего допуска к избирателям, содержащимся в СИЗО.

В связи с этим в своем обращении в адрес ФСИН России я обратил внимание на следующее.

В соответствие с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории Российской Федерации, несут обязанности и пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, если Конституция РФ, ФЗ № 103, иные федеральные законы либо международные договоры с участием РФ не предусматривают изъятия, ограничения либо особой порядок реализации прав человека для лиц, содержащихся под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых, они пользуются своими правами в том же объеме и в том же порядке, что и иные граждане России.

Как видно из текста ФЗ № 103, им не регулируются правоотношения, связанные с выборами органов государственной власти и местного самоуправления, проведением избирательных кампаний.

Конституцией либо международными договорами Российской Федерации ограничение избирательных прав лиц, находящихся в СИЗО, не установлено.

В соответствие со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствие с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В соответствие с ч. 3 той же статьи, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В соответствие с п.п. «б, г» ч. 3 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться посредством проведения агитационных публичных мероприятий, а также иными не запрещенными законом методами. При этом согласно ч. 4 ст. 48 указанного Федерального закона, кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее. Таким образом, препятствием для проведения предвыборной агитации в СИЗО мог бы быть законодательный запрет на такую агитацию. Однако подобного запрета действующее законодательство не содержит. В условиях, когда кандидат определил формы и методы агитации в избирателей, находящихся в СИЗО, запрет на использование им таких форм и методов выступает в качестве вмешательства в полномочия кандидата, и образует превышение должностных полномочий.

Частями 7, 8 и 8.1 той же статьи установлен перечень лиц, которым запрещено проводить предвыборную агитацию. Однако к месту проведения агитации данный запрет отношения не имеет.

В соответствие с ч. 3 ст. 53 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» по заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное определяемой законом комиссией, зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам, представителям избирательного объединения для встреч с избирателями, а представителям инициативной группы по проведению референдума и иной группы участников референдума - с участниками референдума. При этом комиссия обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Такая устная заявка о проведении встреч в СИЗО ГУФСИН РФ по Республике Татарстан была мною подана.

Следует отметить, что встреча кандидата с избирателями не попадает под понятие «свидания», как оно применяется в ст. 18 Закона «О содержании под стражей…», так как:

- агитационные встречи проводятся с неопределенным кругом лиц, личности которых кандидату не известны, в то время как встреча проводится с индивидуально определенным лицом;

- свидание осуществляется в рамках гражданско-правовых отношений (то есть встречаются частное лицо с частным лицом), в то время, как встреча кандидата с избирателями осуществляется в рамках конституционно - правовых отношений;

- закрепленная в ч. 3 ст. 18 ФЗ № 103 возможность встретиться только с одним подозреваемым и обвиняемым, а также продолжительность свидания до 3 часов позволяют сделать вывод о том, что трехчасовая беседа кандидата в депутаты с одним - единственным избирателем (а в Татарстане, к примеру, 2 млн. 913 тыс. избирателей) не может рассматриваться в качестве предвыборного агитационного мероприятия.

В связи с изложенным я предложил:

1) Рассматривать настоящее обращение в качестве заявки на проведение встреч в СИЗО №№ 1, 2, 3, 4, 5 ГУФСИН РФ по Республике Татарстан;

2) Предоставить мне возможность встреч с избирателями в данных учреждениях;

3) Предоставить такую же возможность кандидатам от партии «ЯБЛОКО» и других политических партий во всех СИЗО России;

4) Довести телеграммой положения действующего законодательства до руководства следственных изоляторов России.

22 ноября 2011 года в мой адрес было направлено письмо начальника управления ФСИН России Бояринева В.Г., в котором автор ответа исходит из отсутствия у кандидата права на проведение агитационных мероприятий в следственных изоляторах.

Тщательное изучение данного ответа показывает, что позиция автора не основана на действующем законодательстве.

Автор ответа ошибочно указывает, что проведение «кандидатами предвыборной агитации посредством проведения агитационных публичных мероприятий в следственных изоляторах не допускается».
Почему? Оказывается «это повлечет нарушение требований статьи 18 Федерального закона от 15.07.1995 № ФЗ -103 … в части предоставления встреч с лицами, содержащимися под стражей, только на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находятся их уголовные дела».

Таким образом:

- автору ответа известна некая запретительная норма действующего законодательства на проведение агитационных публичных мероприятий в следственных изоляторах, которая, кроме него, больше никому не известна;

- автор ответа не понимает смысла правоограничений, установленных ст. 18 ФЗ № 103, направленных на то, чтобы лица, взятые под стражу, не могли помешать судебно-следственным действиям, оказать давление на других обвиняемых, свидетелей или потерпевших, создать благоприятные для них искусственные доказательства, иным образом помешать установлению истины по делу. При проведении агитационных публичных мероприятий с неопределенным кругом лиц, не известных кандидату в депутаты, подобные нарушения в принципе невозможны;

- автор ответа не понимает разницы между понятиями встречи с лицом, содержащимся под стражей, и публичным агитационным мероприятием, которые имеют различные правовые основания, цели, задачи, порядок проведения.

Полагаю, что нарушения ФСИН России прав кандидатов во время подготовки выборов 4 декабря 2011 года могли существенным образом исказить волю избирателей, создать условия для фальсификаций.

В связи с этим ПРОШУ:

- Привести позицию ФСИН России по вопросу предвыборной агитации в следственных изоляторах в соответствие с действующим законодательством.

- Сообщить о том, каким образом распределились голоса, поданные за политические партии, в СИЗО ГУФСИН по РТ и в СИЗО ФСИН России в целом.

- Обеспечить право кандидатов на выборах в депутаты Гос Думы ФС РФ на встречи с избирателями, находящимися в следственных изоляторах.


Председатель "Комитета за гражданские права",
член Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, член Общественного Совета
при Министре МВД РФ,
член Общественного Совета при ГУВД по г. Москве,
сопредседатель Ассоциации независимых наблюдателей, заместитель
председателя Общественной наблюдательной комиссии г. Москвы

А. В. Бабушкин



[ НАЗАД ]
Отправить @ другу
Rambler's Top100