Приговор в отношении высокопоставленных чиновников ГУФСИН по Санкт-Петербургу и Леноласти, частично изменен

16-09-2011
Санкт-Петербургский городской суд изменил приговор Смольнинского райсуда в отношении семи бывших высокопоставленных сотрудников ГУФСИН по Петербургу и Ленобласти и четырех заключенных, которых судили за истязания людей, в том числе за «насильственные действия сексуального характера». Прокуратура добивалась полной отмены приговора: по мнению её представителя, в частности, не следовало оправдывать тех фигурантов дела, благодаря которым вся история оказалась предана огласке.

В отношении двух бывших высокопоставленных сотрудников ГУ ФСИН, которым Смольнинский суд назначил самые суровые наказания, - Вячеслава Типпеля и Ростислава Балоболко, получивших 7 лет и 6,6 года лишения свободы соответственно, - приговор вступил в законную силу, ещё одному бывшему офицеру, Евгению Петрову, срок наказания снижен с 6 лет лишения свободы до 3. Наказания четверым другим бывшим руководителям ГУ горсуд заменил на условные.

Из четырех оправданных заключенных горсуд отменил приговор только одному - Владимиру Шагуну - и отправил дело на новое рассмотрение. Именно благодаря этому человеку данное уголовное дело вообще появилось на свет, потому как он сумел обратиться в ФСБ.

Это дело шокировало с момента его возбуждения (февраль 2009 года). 7 высокопоставленных сотрудников Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Петербургу и Ленинградской области, среди которых был бывший начальник оперативного управления ГУ ФСИН Вячеслав Типпель, обвинялись в истязаниях заключенных, в том числе в «насильственных действиях сексуального характера». Причем речь шла о личном участии высокопоставленных государственных служащих в истязаниях.

Расследование уголовного дела выявило совершенно отвратительные подробности: одного осужденного истязали за то, что он пользовался авторитетом среди других заключенных и поведение его казалось слишком независимым; другого - в качестве наказания за побег. При этом, как установил Смольнинский районный суд Петербурга, чиновники ГУ ФСИН не только избивали заключенных, но и инициировали куда более иезуитские способы сломить их волю: заставили других заключенных совершить в отношении потерпевших «насильственные действия сексуального характера» с фиксацией этих действий на видеокамеру - видимо, чтобы в дальнейшем шантажировать своих жертв возможностью демонстрации видеозаписей.

В мотивировочной части приговора Смольнинского суда от 4 марта 2011 года описаны подробности действий, которые четверо заключенных совершали с потерпевшими по указанию высокопоставленных чиновников ФСИН. И всего лишь несколько строк посвящены «незначительному» нюансу - событию, из-за которого все это оказалось легализованным в материалах уголовного дела и не осталось, как, видимо, предполагалось руководителями питерского ГУ ФСИН, «похороненным» за стенами исправительных учреждений.
«Как пояснил подсудимый Шагун В.Л., как только у него появилась возможность, о совершенном преступлении… он сообщил сотруднику ФСБ. Данное обстоятельство подтвердил свидетель… оперуполномоченный ФСБ, допрошенный в судебном заседании, указавший, что именно благодаря показаниям Шагуна В.Л. стало возможным возбуждение данного уголовного дела и изобличение виновных», - написано в мотивировочной части приговора суда.

Владимир Шагун - один из четырех заключенных, которые по указанию чиновников ФСИН надругались над потерпевшими. И судья Смольнинского суда Алла Тяжлова оправдала всех четверых, в том числе, и потому, что пришла к выводу: они не имели возможности поступить по-другому, так как в противном случае с ними могли бы сделать то же самое, что им пришлось сделать со своими несчастными товарищами.

Медицинская экспертиза установила, что «насильственные действия сексуального характера» заключенные совершили не в полной мере - во многом они их имитировали, чтобы при просмотре видеозаписей «граждане начальники» удовлетворились и оставили их в покое. Фактически из материалов дела следует, что четверо заключенных, действовавших по указанию высокопоставленных чиновников ФСИН, сделали все возможное, чтобы причинить минимум страданий жертвам, а один из них сумел обратиться в правоохранительные органы, что и позволило привлечь этих, теперь уже бывших, чиновников к уголовной ответственности.

Но заместитель прокурора Центрального района Петербурга Ирина Выменец придерживается совершенно другой точки зрения.
Как следует из подписанного Выменец кассационного представления на приговор Смольнинского райсуда, судья Алла Тяжлова незаконно оправдала четверых заключенных. По мнению заместителя районного прокурора, «в материалах уголовного дела отсутствуют сведения не только о том, что подсудимые находились в состоянии крайней необходимости», но даже о том, что в их адрес «поступали прямые угрозы расправы в случае невыполнения требований сотрудников ГУ ФСИН».

«Предположительная возможность в будущем претерпеть какие-либо негативные последствия не является основание для вывода о том, что оправданные находились в момент совершения преступления в состоянии крайней необходимости, - написано в прокурорском представлении. - В связи с чем выводы суда о наличии серьезных угроз и физической опасности подсудимых… не соответствуют фактическим обстоятельствам дела...» «Как следует из материалов уголовного дела, ни один из сотрудников не высказывал… угроз, при которых они не имели возможности отказаться совершать подобного рода действия», - резюмирует представитель прокуратуры.

На основании этих доводов прокуратура просила Санкт-Петербургский городской суд отменить, в частности, оправдательные приговоры в отношении всех четверых фигурирующих в этом уголовном деле заключенных.

Создается впечатление, что заместитель прокурора Центрального района Ирина Выменец слабо представляет себе, что на самом деле происходит в местах лишения свободы. Только так можно объяснить столь простое отношение к мотивации поступков выполнявших указания бывших высокопоставленных сотрудников ФСИН заключенных, которое читается в кассационном представлении.
Но позиция прокуратуры Центрального района Петербурга в данном случае касается не только 11 фигурантов этой скандальной истории.

Эта история - не история семи в прошлом высокопоставленных людей в погонах, у которых профессиональная деформация личности приняла столь чудовищный облик. Эта история - переломный этап в жизни как минимум всех заключенных, которые содержатся в исправительных учреждениях, подведомственных ГУ ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Ведь они впервые решились официально рассказать государству об изуверствах, которым на протяжении многих лет подвергались со стороны администрации учреждений, и впервые они получили защиту - причем легально, в предусмотренном законом порядке.

И сегодня для всех участников системы исполнения наказаний было крайне важно: вступит ли в законную силу приговор Смольнинского суда. Причем судьба приговоренных к весьма гуманным срокам лишения свободы бывших чиновников ФСИН, как нам представляется, подавляющее большинство не волнует: они лишились занимаемых должностей и получили обвинительные судебные приговоры. Иными словами, государство защитило от них общество и наказало их за содеянное.

Санкт-Петербургский городской суд отменил приговор в отношении Владимира Шагуна, чего и добивалась прокуратура. Не означает ли это: какие бы зверства ни позволяли себе сотрудники ФСИН в отношении заключенных, обращаться за помощью к государству бессмысленно - будет только хуже, потому как услуга государства окажется «медвежьей». Даже если их обидчиков осудят, то сами они все равно окажутся виноватыми и получат дополнительные уголовные наказания.

Каковы в таком случае будут дальнейшие механизмы наведения порядка в российских пенитенциарных учреждениях?
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»


[ НАЗАД ]
Отправить @ другу
Rambler's Top100